«Белый. Петербург»

В сентябре 2015 г в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии состоялась премьера мистерии «Белый. Петербург». Спектакль поставил лауреат Государственной премии России Геннадий Тростянецкий. Музыку написал заслуженный деятель искусств РФ композитор Георгий Фиртич. Многогранный и неоднозначный спектакль по мотивам романа «Петербург» Андрея Белого поднимает важнейшие темы и погружает зрителей в атмосферу мистического Петербурга начала 1900-х годов. Корреспондентке газеты «Молодые Колпинцы» удалось побеседовать с Владимиром Садковым, исполнителем роли Николеньки Аблеухова – одной из ключевых в спектакле.

– Здравствуйте, Владимир! Расскажите, пожалуйста, каким Вам виделся образ Николеньки Аблеухова при прочтении романа.

– Роман Андрея Белого «Петербург» произвёл на меня невероятное впечатление. Так получилось, что я, ещё даже не зная, кого именно мне предстоит сыграть, прочёл роман трижды – с перерывами, конечно.

Когда первый раз берёшь в руки текст и начинаешь читать, в голове всегда (по крайней мере, у меня это происходит именно так) возникают определённые картинки, образы, которые начинаешь невольно проецировать на себя, думать, как бы ты сам поступил на месте героя. Подходя к тексту как актёр, начинаешь размышлять, как бы ты мог воплотить героя на сцене, что может предложить режиссёр и что ты сам можешь предложить режиссёру.

Образ Николеньки мне удалось ухватить сразу. Николенька рос без любви – а это самое страшное для человека. Он видел страдания матери, он ненавидит отца – человека, отгородившегося от сына, закрывшегося ледяной маской, поглощённого своими амбициями и живущего в мире политики.

Николенька ненавидит весь этот мир, в котором он слаб, уязвим, от которого он любви не получил. И он защищается от мира, скрываясь за различными масками и воспринимая жизнь как игру – но лишь до того момента, как в нём происходит нравственный переворот, и Николенька из позёра и морального урода начинает превращаться в Человека. Он осознаёт, что если бы не отец – каким бы он ни был – то не было бы и его самого, ведь кровь отца течёт и по его венам. В этот момент он срывает свои маски и обретает свободу, отказавшись играть роль марионетки в руках революционеров. Совершить убийство отца – что может быть страшнее этого? И Николенька находит в себе силы противостоять, он готов расплатиться своей жизнью, но не идти на это страшное преступление.

В романе Андрея Белого Николенька преображается в результате долгого и тяжёлого пути, который целиком в три часа спектакля вместить невозможно. Театр предполагает особую форму искусства, в этом прелесть спектакля – здесь за короткий промежуток времени необходимо рассказать масштабную историю, осветив при этом как можно больше событий – как отдельно взятых героев, так и всей картины в целом.

– Идея создания спектакля «Белый. Петербург» по мотивам романа Андрея Белого принадлежит лауреату Государственной премии и обладателю многих профессиональных наград Геннадию Рафаиловичу Тростянецкому. Расскажите, пожалуйста, о создании спектакля, о творческом взаимодействии с режиссёром.

– Геннадий Рафаилович – гений, обладающий уникальным мышлением, которое не совпадает с мышлением большинства. У него другая точка зрения абсолютно на всё, совершенно иное мироощущение. Его необычный взгляд на привычные вещи вызывает огромное количество эмоций у людей, которые привыкли смотреть на эту жизнь обыденно и банально.

Все в определённой степени носят маски, ведь каждый человек, по сути своей, одинок, и нет никого в этом мире, кто мог бы понять его до конца. Возможно, в этом и заключается человеческое счастье – ведь если бы все люди понимали друг друга на сто процентов, не было бы переживаний, любви, счастья как такового. Это в человеческой природе – мы надеваем различные маски, ведём себя по-разному в зависимости от того, где мы находимся и с кем, и, может быть, человек порой и сам не знает, кто он на самом деле. И Геннадий Рафаилович гениально это использует, ведь большая часть происходящего на сцене – гротеск и фантасмагория в чистом виде, где герои меняют маски-личины и преображаются каждую секунду.

Когда работа над спектаклем только началась, я влюбился в материал сразу и без памяти. Работа была безумно интересная, но вместе с тем и архисложная – большая часть ролей, как говорится, «на разрыв аорты». Я всегда долго не могу прийти в себя после каждого спектакля, ведь Николенька в конце – это открытая рана, которая не затягивается. «Белый. Петербург» цепляет за душу, меняет людей, причем не только зрителей, но и актёров. Этот спектакль объединяет огромное количество талантливых и ярких людей, их энергий и кардинально разных миров в одну мистерию.

«Белый. Петербург» – это сплошная энергия, заложенная гениями Г.Р.Тростянецкого и Г.И.Фиртича, и каждый раз, выходя на сцену, мы не знаем, чем всё закончится. Мы словно ныряем в какую-то бездну, попадаем в совершенно иное пространство. Конечно, у нас есть определённые точки, ключевые моменты, и мы знаем, что выйдем на них, но как именно это произойдёт? Спектакль живёт своей самостоятельной жизнью, меняется, обладает неоднозначной и непривычной формой, возможно, непонятной после первого просмотра. Он содержит в себе множество подводных камней, которые сложно заметить с первого взгляда, множество аспектов, которым ещё предстоит раскрыться.

– В спектакле затронуто очень много тем: любви, предательства, террора, отцов и детей и др. Что для Вас, как актёра и человека, является лейтмотивом спектакля?

– Для меня лейтмотивом спектакля является любовь – безмерная и способная принимать самые разные формы. Любовь к жизни, любовь к родным, любовь ко всему человечеству – как бы пафосно это ни звучало. Ведь человек, живя в социуме, является его неотъемлемой частью, и – хотим мы того или нет – мы в любом случае являемся участниками некого общего действа. «Белый. Петербург» – это три часа, которые вырваны из жизни зрителей, и в этих трёх часах в огромной концентрации сжато множество наполненных переживаниями героев событий, которые должны привести зрителей к определённым размышлениям.

– Роман Андрея Белого имеет логическую завершённость, спектакль же обрывается, не давая зрителям ответов на поставленные вопросы и ничего не говоря о дальнейшей судьбе героев. В чём преимущества открытой концовки?

– Спектакль не имеет финала, в его конце не ставится точка. Остаётся многоточие, цепь событий обрывается и на экране над сценой появляется число 2016, порождая вопрос – что дальше? Г.Р.Тростянецкий всегда оставляет что-то недосказанным, финал спектакля у каждого персонажа свой – и для каждого сидящего в зале человека тоже, так как каждый зритель вынесет из спектакля что-то своё.

Редакция газеты благодарит Владимира Садкова за интересную беседу. В следующем номере разговор о спектакле «Белый. Петербург» продолжится с коллегой Владимира – Ростиславом Колпаковым.

Алёна ЯБЛОНСКАЯ

«МолоКо», молодёжная газета Колпинского района Санкт-Петербурга
Выпуск №3 (22), апрель 2016 г